«Мировой локдаун и закрытые границы должны простимулировать развитие спортивной инфраструктуры, так как внутренний спрос оказался больше предложения. Этот факт не может остаться незамеченным для частных инвесторов»
Михаил Ермилов, партнер практики «Инжиниринг»
— В ноябре прошлого года Правительство РФ утвердило Стратегию развития физической культуры и спорта до 2030 года. В качестве одного из приоритетных направлений было обозначено развитие инфраструктуры. Можете рассказать поподробнее, что включает в себя понятие «спортивная инфраструктура»?
— Спортивная инфраструктура включает в себя не только спортивные площадки или сооружения, это целая система сразу нескольких функциональных категорий: и спортивных объектов, и сопутствующей инфраструктуры (пункты размещения и питания, транспорт и прочие сервисы). Не секрет, что сегодня есть тренд на объединение нескольких видов спорта под одной крышей, также делается ставка на все возрастные группы, что удовлетворяет запросы каждого члена семьи (если говорить о семейном отдыхе) и помогает владельцам спортивного объекта не зависеть от сезона или изменения спроса на тот или иной вид спорта: за счет многофункциональности объекта он может оперативно реагировать на перемены и трансформироваться.

Объекты спортивной инфраструктуры также делятся на объекты для любительского и профессионального спорта. Первый вид включает в себя категории: семейный спортивный досуг (разовые посещения), регулярные занятия спортом и спортивный туризм.

Объекты для профессионального занятия спортом зависят от конкретного вида спорта и имеют узкую направленность.

Кроме того, существуют объекты, объединяющие в себе эти два подхода. В наше время эти проекты реализуются, как правило, с применением механизмов ГЧП, где государство при отсутствии возможностей в некоторых регионах берет на себя функцию по загрузке объекта со стороны профессиональных спортсменов, а частная сторона отвечает за реализацию и эксплуатацию данного объекта, в том числе коммерческую составляющую. К примеру, на хоккейных площадках это происходит через «продажу льда» на время, свободное от профессиональных тренировок.

Так, полноценная и развитая спортивная инфраструктура направлена на удовлетворение спроса множества категорий граждан на занятия активными видами спорта путем разделения или объединения в себе нескольких функционалов.
— Аудитория массового спорта стабильно растет: мода на активный образ жизни дает о себе знать. Можно ли сказать, что какие-то определенные отрасли спортивной инфраструктуры оказались не готовы к такому повышенному спросу и вниманию?
— Если говорить о допандемийном периоде, то развитие спортивной инфраструктуры шло вполне уверенными шагами. Немного отставал лишь сегмент сопутствующих услуг на этих объектах. Почти все отрасли старались поддерживать модный тренд на ЗОЖ и обеспечивать спрос предложением. Этим параллельно занимались как государство, так и частные инвесторы, что в итоге дало толчок для развития сферы ГЧП в спортивной отрасли.

Затем на спортивную инфраструктуру обрушилась пандемия коронавируса: закрытые границы и локдаун. Например, это напрямую затронуло горнолыжный спорт или сноубодинг, которые в силу своей специфики отдалены от городов. Если раньше большая часть россиян выезжала кататься на горных лыжах в европейские страны (Австрия, Швейцария, Финляндия и т. д.), то прошедший горнолыжный сезон вынужденно прошел под эгидой внутреннего туризма. Наплыв спортсменов-горнолыжников, которые посетили курорты Сочи, Северного Кавказа, Сибири, выявил неготовность спортивных объектов принимать такие потоки людей. Их пропускная способность просто не рассчитана на такую нагрузку. Из-за этого наблюдались многочасовые очереди на подъемниках и в зонах проката оборудования. Такое же явление наблюдалось и в сегменте сопутствующих услуг: гостиницах, ресторанах, местах досуга и так далее. Все они были забиты до предела. Это, конечно, абсолютно не соответствует нормам безопасности в период пандемии.
Часть отраслей оказалась не готова к столь увеличившемуся спросу, более того, оказалась не готова вообще функционировать в период пандемии из-за ограничения на оказание услуг для объектов массового скопления людей. Некоторые объекты были просто законсервированы или закрыты в первую волну.
— В чем разница между строительством объектов для массового спорта и профессионального?
— Здесь основной вопрос заключается в дополнительном, бонусном сервисе. Спорт для профессионала — это в первую очередь работа, спорт для любителя — это развлечение, хобби.

Если для любителя не будет обеспечено комфортных условий, таких как транспортная доступность, наличие дополнительных сервисов, парковок, мест хранения, обеденных зон (и все это помимо самого качества услуг), вряд ли это принесет посетителям удовольствие, поскольку люди платят деньги и имеют определенные ожидания. Поэтому если предлагаемый сервис не будет им соответствовать, то велика вероятность серьезного оттока клиентов. Но обеспечение всех этих комфортных условий требует основательного проектирования, строительства, что вызывает дополнительные временные и финансовые затраты.

В профессиональном же спорте, существуют повышенные требования к соблюдению определенных параметров объектов. Это спорт высоких технологий, и в нем чрезвычайное значение придается гладкости поверхностей, точности радиусов поворотов, выпуклых и вогнутых кривых и т. д. Все это непосредственно влияет на эффективность работы профессионального спортсмена, а от проектировщиков и строителей требует специфичных и часто уникальных знаний и опыта.
— Какова ситуация в регионах?
— К сожалению, разрыв в социально-экономическом развитии между регионами велик, и присутствие современных спортивных объектов также различается от региона к региону. В муниципальных центрах часто складывается позитивная картина: присутствуют объекты спортивной инфраструктуры, строятся новые. Но уже на периферии регионов — в небольших городах, селах и т. д. — вряд ли можно наблюдать нечто подобное. Хотя запрос со стороны государства есть, и в этом случае снова помогает механизм ГЧП.

Кроме того, существует и обратная сторона медали. В ряде регионов, где реализованы масштабные спортивные проекты, например комплекс «Архыз» в Карачаево-Черкесской Республике (в его строительстве принимала участие команда «НЭО Центра»), все-таки есть нацеленность на туристов, приезжающих из других регионов (ЦФО, Московский регион). Для местных жителей эти объекты остаются труднодоступными как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения транспорта. Получается, что потребность жителей региона остается незакрытой.
Строительство горнолыжного курорта "Архыз" (Карачаево-Черкесия). Личный архив Михаила
— Спортивные объекты — это не только, например, качественные горнолыжные трассы. Это полноценная инфраструктура: отели, торговые центры и т. д. В чем Вы видите перспективу работы в этом направлении у нас в стране?
— У нас в стране сопутствующая инфраструктура строится с отставанием от спортивных объектов. Одним из ярких примеров того, как все должно работать, выступают сочинские курорты, но они изначально задумывались как единая спортивная экосистема для проведения Олимпиады со спортивными объектами, ресторанами, гостиницами и развлечениями.

Другим же горнолыжным курортам не посчастливилось принимать Олимпийские игры. Поэтому на том же Северном Кавказе ситуация развивается немного иначе. Государство вкладывает средства в развитие только спортивных объектов — горнолыжных трасс, подъемников, систем оснежения, пунктов проката, а также инженерных сетей для будущих резидентов — и рассчитывает, что вскоре появятся частные инвесторы, которые начнут активно развивать сопутствующую инфраструктуру. Но частные инвесторы не торопятся участвовать в таких проектах из-за разных опасений. И хотя государство выполняет свою часть договоренностей и сами спортивные объекты появляются, такой антитренд, к сожалению, есть.

Здесь проблема заключается еще и в законодательстве: часть курортов располагается в зонах рекреации — заповедниках (например, Эльбрус). На таких земельных участках запрещено возведение объектов капитального строительства, за исключением спортивных. А так как гостиницы, рестораны не относятся к этой категории, получается, что строить их там, не преступая закон, нельзя. Один из возможных вариантов — модульное строительство. Модульные здания могут возводиться без фундамента, транспортироваться с места на место и демонтироваться. Такой вид строительства не относится к капитальному, а значит, может вестись на таких участках.

Пока ситуация складывается таким образом, услуги нашим соотечественникам не могут быть полноценно и качественно оказаны. В какой-то степени мировой локдаун и закрытые границы должны простимулировать эту отрасль, так как внутренний спрос оказался больше предложения. Этот факт не может остаться незамеченным для частных инвесторов.
— С какими сложностями часто сталкиваются строители в процессе работы?
— Сложности при строительстве спортивных объектов мало чем отличаются от других. Однако в отдельных отраслях могут иметь место территориальные и технологические особенности. Например, те же горнолыжные курорты строятся в труднодоступных с точки зрения логистики местах — в горах. Труднодоступность локаций может вызвать сложности с доставкой материалов и строительного оборудования. Кроме того, это еще и дефицит кадров (а тем более рабочих профессий) в близлежащих населенных пунктах. Так, привлечение сварщиков, монтажников и плотников, не говоря уже об инженерно-технических работниках, на основе вахтового метода вошло в практику, что отнюдь не положительно влияет на стоимость реализации проекта.

Вторая проблема — это технологии. Технологичная часть проекта — сложная система, и зачастую она выполнена с применением зарубежных составляющих. Например, при реализации систем искусственного оснежения единственным оборудованием отечественного производства чаще всего выступают трубы высокого давления (и то далеко не во всех случаях), а вся аппаратная часть — автоматика и насосная составляющая — зарубежные. Изменение курсов валют, а значит, и изменение стоимости реализации проектов в условиях их длительности вызывают дополнительные сложности с «выдерживанием» бюджета и вообще ставят вопрос успешности реализации проекта.
Строительство ВГТРК "Ведучи" (Чеченская Республика). Личный архив Михаила
— На счету практики «Инжиниринг» множество реализованных проектов в области спорта. Какой из них был самым запоминающимся для Вас и почему?
— В нашем багаже действительно много спортивных проектов, и все они по-своему интересны. Мы сопровождали строительство катков, горнолыжных курортов, ледовых арен, футбольных стадионов, теннисных кортов, небольших и больших фитнес-центров, работали с олимпийскими объектами.

Отмечу важный для всей своей команды проект, который был реализован совместно с компанией «Курорты Северного Кавказа», — горнолыжный курорт «Архыз». Мы участвовали в нем начиная с 2014 года. Тогда «Архыз» был небольшим локальным курортом с одной кресельной и одной гондольной канатными дорогами, без системы оснежения и освещения трасс, с двумя гостиницами для размещения туристов. Он был чем-то вроде «курорта выходного дня» для жителей ближайших городов — Черкесска, Минеральных Вод и т. д. Сейчас «Архыз» — это целый комплекс горнолыжных трасс с различной продолжительностью и хорошим перепадом высот, с канатными дорогами, с функционирующими системами искусственного оснежения и освещения для катания в вечернее время. Все сооружения курорта выполнены в одной стилистике, с соблюдением единого дизайнерского решения. Многие мои друзья-горнолыжники и сноубордисты посещают «Архыз», что лично для меня и моих коллег очень ценно. С семьей мы тоже предпочитаем именно этот курорт многим другим.

Другой интересный и запоминающийся проект — это строительство крупного теннисного центра в одном из субъектов РФ. Всех секретов пока рассказать не могу: проект в настоящий момент еще реализуется, но уже поражает своими масштабами: там планируется разместить несколько теннисных и сквош-кортов, корт для пляжного тенниса, зоны настольного тенниса и многое другое. Наша команда участвует в этом проекте в качестве независимого консультанта по аудиту и мониторингу контрактов. Надеюсь, что уже совсем скоро, когда центр откроет двери для спортсменов, мы сможем поделиться подробностями этого проекта!
Фото из личного архива Михаила
— Какие решения команда «НЭО Центра» предлагает в области управления строительством спортивных объектов?
— В этой области мы предлагаем целый комплекс услуг на любом этапе жизненного цикла проекта: от разработки концепции до ввода объекта в эксплуатацию. Мы также сопровождаем проект и далее — в случае последующей продажи/покупки объекта. За время существования практики «Инжиниринг» мы собрали сильную команду, состоящую из квалифицированных инженеров, технологов и специалистов финансового блока. Наш портфель услуг включает технический аудит, строительную экспертизу, строительный контроль, выполнение функций технического заказчика, проведение технического обследования сооружений и многое другое.

У нас накоплен внушительный опыт, и сегодня мы успешно встраиваемся в технологические повестки, такие как BIM, ESG и БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Поэтому все самое крутое еще только впереди!

Пресс-служба компании «НЭО Центр»
Close
СТАТЬ КЛИЕНТОМ NEO
Нажимая кнопку "Отправить" вы даете согласие на обработку персональных данных.