Российский рынок фанеры восстановится после кризиса к 2033 году

Консалтинговая компания Neo провела исследование российского рынка фанеры. С 2020 года отрасль претерпела существенные изменения. Произошло резкое — на 28% — снижение объемов производства в 2022 году, изменились ключевые направления экспорта. Однако в 2023 году рынок начал восстанавливаться. К 2033 году объем производства фанеры может достигнуть докризисных показателей в 4,4 млн кв. м, при этом цены могут вырасти более чем на 80% по сравнению с 2024 годом.
До 2021 года в России наблюдался последовательный рост производства фанеры — с 3 729 тыс. куб. м в 2017 году до 4 482 тыс. куб. м в 2021-м. Однако в 2022 году производство упало сразу на 28% — до 3 241 тыс. куб. м. Санкции повлекли за собой закрытие европейских рынков, нарушение логистических цепочек и ограничение на импорт оборудования. Из-за экономической нестабильности снизился и внутренний спрос.
С 2023 года рынок фанеры начал постепенно восстанавливаться, чему способствуют три устойчивых тренда.
Тренд №1. Ренессанс производства и цен
В 2023 году объем производства фанеры увеличился на 0,7%, в 2024-м — на 4,9%. Цены в 2024 году также частично восстановились, прибавив 27% к 2023 году.
Постепенный рост производства и стоимости говорит об адаптации отрасли к новым условиям: модернизируются производства, перестраивается логистика, растут госзаказы на инфраструктурные проекты, а экспортные потоки переориентируются с Европы на Азию и Ближний Восток.
К 2032 году мировой спрос на фанеру вырастет на 30–40% за счет урбанизации в развивающихся странах, развития экологических инициатив, логистики и электронной коммерции.
Тренд №2. Модернизация производств и выпуск новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью
80% инноваций на рынке фанеры возникли благодаря улучшению традиционных видов материала, чему способствовало изменение экологических стандартов в Европе и США. Однако переход на новые виды фанеры ограничен ее себестоимостью и рисками нехватки сырья.
Специализированные виды фанеры с высокой добавленной стоимостью:
-
Экологичная фанера — биоразлагаемая, склеена безвредным составом или изготовлена из альтернативного сырья. Разработана после 2020 года из-за ужесточения норм содержания формальдегида (клея) и занимает порядка 30–40% рынка в Европе и США.
-
Высокопрочная фанера с алюминием, пластиком или композитами в составе. Используется при производстве CLT-панелей для создания многослойных конструкций.
-
Фанера со специальным покрытием — например, водостойкая или огнеупорная. Может использоваться в судостроении, вагоностроении, для отделки бань и саун. В частности, очень популярна ламинированная фанера, востребованная в монолитном строительстве для опалубки.
-
Умная фанера может изменять свою структуру в зависимости от внешних условий — например, менять форму или свойства при скачках температуры или влажности. Пока является пилотным проектом и занимает <1% рынка.
-
Декоративная фанера, для производства которой используются ценные породы дерева. Ее доля увеличивается на 15% в год благодаря спросу на дизайнерские интерьеры.
Новые виды продукции смогут занять ниши в 3D-строительстве, энергетике и зеленой экономике. Успех будет зависеть от способности отрасли перейти от производства сырья и базовой продукции к выпуску высокомаржинальных материалов с уникальными свойствами.
Тренд №3. Появление новых направлений экспорта
Начиная с 2022 года произошло перераспределение российских экспортных потоков с Европы и США на рынки Ближнего Востока и Азии. Существенно выросли доли Сингапура, Китая, Турции, ОАЭ и Азербайджана, достигнув суммарно 70% от всего объема экспорта. Кроме того, прогнозируется существенный рост потребления к 2032 году: в Азии — на 35–47%, на Ближнем Востоке — на 50–67% — в основном за счет увеличения объемов строительства на 3–4% ежегодно. Данные рынки станут драйверами развития отрасли: в ближайшие десять лет доля экспорта может достигнуть порядка 40% производства фанеры в России.
Указанные тренды обеспечат потенциал для выхода российского рынка фанеры на докризисный уровень в ближайшие 5–7 лет. К 2033 году объем производства фанеры может достигнуть 4,4 млн кв. м, что на 27% больше показателей 2024 года, при этом цены могут вырасти более чем на 80% за тот же период. Сохранению позитивной динамики сектора будут способствовать инвестиции в глубокую переработку древесины, развитие продуктовых линеек и выход на новые рынки.
Партнер по развитию бизнеса Neo Альбина Корягина
- 1.24 MB
- 1.24 MB